Когда британская армия пришла на помощь гражданским властям в 1969 году в Ирландии, многим казалось, что это продлиться недолго. Однако армия оказалось полностью не готовой поддерживать внутреннюю безопасность в такой ситуации. Одной из самых «больных» проблем стало обеспечение защиты солдат, находящихся в небронированных автомобилях Bedford и Land Rover.
Армия располагала в то время только броневиками Alvis Saracen (несколько были взяты из экспортных заказов), Humber Pig (их выкупали у дилеров, которым они были переданы как излишки для продажи), а также Commer и Нumber Pig, реквизированные у Королевской Ольстерской Полиции. В некоторых отношениях они не подходили к такой службе из-за дороговизны и трудоемкости обслуживания.
Land Rover VPK в Северной ИрландииВозникла идея создать комплект автомобильной защиты (VPK) из бронестекла для установки на существующие машины типа Land Rover. Обратились к опыту флота, который широко использовал такое стекло при изготовлении рубок и некоторых других частей подлодок. Главным достоинством такого комплекта было отсутствие необходимости в специальных монтажной оснастке, достаточно было обычных ручных инструментов. Установка такого комплекта занимала 32-35 человеко-часов, основные операции заключались в закрутке болтов на внешней поверхности машины. Если необходимость в дополнительной защите исчезала, она легко демонтировалась, оставалось только несколько отверстий, как напоминание, что она когда-либо стояла на данной машине. Единственная сложная переделка заключалась в монтаже больших цилиндрических резиновых проставок между осью и рамой (вместо удаляемых ограничителей хода). Опорная плита ставилась на верхнюю часть оси, все это называлось «вечной» пружиной. Предполагалось, что они будут устанавливаться на заднюю ось «четвертьтонника», и на переднюю «полутонника» и «0.75-тоннной» машин, однако, часто, по-видимому, обе оси оснащались такими устройствами.
«Караван» для Британской армииВоенный «караван» имел в основе гражданскую версию компании Searle Ltd. из Санбери графства Миддлсекс. Они уже отошли от бизнеса, но до этого длительное время занимались переоборудованием Land Rover’ов, еще до подписания контракта с армией. Компания также рекламировала практичность таких машин в других областях, где требуется мобильный командный пункт с полным приводом. Для увеличения пространства над головой использовались различные способы.
У «каравана» имелся гибкий алюминиевый лист, сложенный в плоскость в походном положении. Раскладываясь, он образовывал арку, как у кафедрального собора, увеличивая пространство и высоту по всей длине салона. Передняя и задняя торцевые арочные панели поворачивались на петлях внутрь при складывании.
Военный «караван» имел в основе гражданскую версию компании Searle Ltd. из Санбери графства Миддлсекс. Они уже отошли от бизнеса, но до этого длительное время занимались переоборудованием Land Rover’ов, еще до подписания контракта с армией. Компания также рекламировала практичность таких машин в других областях, где требуется мобильный командный пункт с полным приводом. Для увеличения пространства над головой использовались различные способы.
У «каравана» имелся гибкий алюминиевый лист, сложенный в плоскость в походном положении. Раскладываясь, он образовывал арку, как у кафедрального собора, увеличивая пространство и высоту по всей длине салона. Передняя и задняя торцевые арочные панели поворачивались на петлях внутрь при складывании.
У задней двери есть ступенька, справой стороны виден разъем коммуникаций. Не знаю, насколько долговечным было такое гальваническое покрытие молдингов, переднего и заднего бамперов и каркаса крыши, без сомнения «темно-зелено-бронзовая» окраска скоро безжалостно будет сменена на «камуфляж», как это случалось со многими военными машинами.
Кроме как в обивке крыши, брезент нигде не используется, и конструкция кажется достаточно прочной и безопасной. Гражданская версия имеет окошки в крыше, чего нет в военной. Зато в ней имеется затемненной стекло сзади и только одно длинное стекло по левой стороне. В гражданской версии окна по обеим сторонам. Все военные версии имеют большую квадратную рамку на крыше спереди кабины и над ветровым стеклом. Они предназначались для натягивания камуфляжной сетки, необходимой для сокрытия характерного профиля поднятой крыши «каравана». Гражданская версия имела деревянную рамку, интегрированную с направляющими над кабиной. У военной версии деревянные направляющие обрезаны. Весьма соблазнительная цель для врага, перед которым появилась машина, у которой внутри почти наверняка офицеры или разведка. Даже с опущенной крышей, рамки на крыши выдают себя. Если только не все машины укрыты сетью, то та, что укрыта ею – соблазнительная цель и с этим ничего не поделаешь. В случае стычки – нападайте на «караван»…
На ветровом и передних боковых стеклах имеются затемняющие занавески на алюминиевых направляющих. Большое раскатывающееся полотнище закрывает боковое и заднее стекла. Задние стекла на некоторых машина закрашивались. На всех дверях имелись стандартные выключатели для отключения внутреннего света при открывании, их можно было заблокировать специальным держателем. Некоторые варианты, перемещенные на другие несущие машины (как я слышал, их называли «саженцы») были оснащены затемняющими занавесками между кабиной и задней частью кузова, некоторые имели фанерные перегородки вместо скользящего люка. Уровень оснащения был скудным даже по гражданским стандартам. На правой стороне был длинный рабочий столик со скользящими дверками снизу, закрывающими три выдвижных ящика. Излишества типа холодильников, газовых баллонов и пр. отсутствовали, что оставляло много места для багажа. Мне говорили, что военные машины оснащались двойной конфоркой на внутренней стороне двери, но ни разу такого не видел. Военная версия имела маленькую раковину из нержавейки в рабочем столике с краном и ножным насосом.
Первую партию переделали примерно в 1978 для полевого командования Британской Рейнской армии (БРА) а Германии. В качестве базы были взяты машины из арсеналов, все модели LHD GS и, как я понимаю, уже находившихся в эксплуатации. На крыше «караванов» смонтировали жесткий верх, во время работы на ранних «караванах» я заметил, что покрытие на жестком верхе было первоначально цвета «валун», сравнимой с цветом краски ниже поясных молдингов. Машины для последующего переоборудования брали прямо с конвейера Land Rover уже в 1984. Часть процесса переделки включала демонтаж задней перегородки и задних сидений. Перегородка снималась для увеличения объема, чтобы пассажир мог лечь вытянувшись. Для раскладывания кровати пассажирская подушка сиденья убирается, и спинка откидывается вперед. Подушка затем помещается сверху, чтобы сделать уровень одинаковым с задней скамьей. Теперь мы имеем длинную койку. Маленький шкафчик слева от задней двери – основная причина, по которой переднее сиденье задействуется под койку. Задние подушки сидений снимаются для увеличения места под багаж. Хотя новые колесные арки тоже способствуют его увеличению, но место лишним не бывает.