История Jaguar
История марки и бренда ЯГУАР

Сегодня владение автомобилем Jaguar Cars – бесспорный признак высокого уровня жизни его владельца, ведь компания специализируется именно на производстве люксовых автомобилей. Имея за плечами почти вековую историю, этому бренду не страшны экономические и политические кризисы. Успешно проходя через любые экономические условия и ориентируясь на состоятельных клиентов, радуя их инновационными решениями, компания Jaguar остается эталоном высокого уровня качества при любых обстоятельствах.

ИСТОРИЯ ДЛИНОЮ В
СОТНЮ ЛЕТ (1920-е гг.)

Начало истории Jaguar уходит корнями в далекий 1922 год. Компания была известна как Swallow Sidecar и занималась бизнесом по производству мотоциклетных колясок. Такая деятельность не могла похвастать большими доходами, равно как и удовлетворить амбиции создателей. Решив, что пора модифицировать поле деятельности, основатели компании – два Уильяма по фамилии Лайонс и Уолмсли, перевели производство с выпуска мотоциклетных колясок на выпуск запасных частей для популярной тогда машины Austin 7.

ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ
К УСПЕХУ (1930-40-е гг.)

Сделанный ход оказался удачным, перед компанией стали открываться радужные перспективы: заказы текли без перерыва и бизнес фирмы показывал уверенный рост. Успешно осуществив в 1927 крупный контракт, компаньоны получили неплохую прибыль, позволившую задуматься о необходимости расширения видов деятельности. Бренд стал выпускать комплектующие еще для ряда фирм: Morris Cowley, итальянского Fiat 509A а также Wolseley Hornet. Но производство комплектующих было лишь временной мерой, переходным этапом к выпуску новой модели их механического гения.

Первый автомобиль, получивший название SS I, был презентован лондонском автосалоне в середине 1931 года. Авто небольшого размера, положившее начало истории Jaguar в качестве автопроизводителя, оставило значимый след среди других экспонатов выставки. Благодаря рядному двигателю на шесть цилиндров и заниженному вытянутому кузову машина имела вид дорогого спорткара, хотя ее характеристики «отставали» от облика – развиваемая скорость едва достигала 113 км/ч. Повседневное использование вполне могло бы ограничиться и такой цифрой на спидометре, однако принадлежность к спортивной элите высшего класса требовала более высоких показателей.

Лайонса одолевали идеи выпуска заниженных машин. Смещением к шасси двигателя с параллельной установкой рессор позволило получить низкий и длинный спорткар. Следом за SS I последовала SS II, представлявшая минимизированный аналог шасси Standard Nine. К 1933 г. после ряда преобразований, направленных на увеличение практичности авто, колесная база модели была удлинена на 7 дюймов, а расширенное расхождение между колесами в 2 дюйма позволяло расположить в салоне на заднем сидении 2 пассажиров.

SS I TOURER —
ОТКРЫТАЯ МОДЕЛЬ

Летом 1933 года к купе дополнила SS I Tourer – открытая модель, допущенная до участия в престижных соревнованиях. К концу года небольшой SS II получил значительные усовершенствования: разработанные шасси позволили добавить свыше 30 сантиметров к колесной базе. Помимо этого, свет увидел новый седан, а также Tourer SS II, а годом позже серию пополнил кар, оснащенный двумя парами окон.

Ближе к концу 1934 года второй основатель бренда, не питавший столь глубоких амбиций, как его партнер, потерял интерес к деятельности компании и отказался вести бизнес с Лайонсом. После ухода партнера Лайонс сконцентрировался на механике своих детищ, пригласив для этого Гарри Уэслейка, талантливого инженера-консультанта. Бразды правления новоиспеченным техническим отделом были отданы инженеру Уильяму Хейнсу, который будет занимать одну из ведущих ролей на протяжении дальнейших четырех десятилетий.

В 1935 модельный ряд снова расширяется – линейка авто пополняется седаном SS I Airline. Его дизайн не был в почете у Лайонса, однако его формы впечатляли, определяя высокий интерес на модель. Весной 1935 серия пополнилась купе, совмещенным с откидным верхом. Плоды работы двух гениальных инженеров стали очевидны практически сразу, одновременно с этим мир увидел новый стильный спортивный автомобиль – SS 90.

Создатели не останавливались в совершенствовании выпущенных моделей, на суд заказчиков была представлена первый SS с четырьмя дверями. Новые модели обладали таким количеством новшеств, что следовало дать им новые имена. По совету рекламного агентства, сотрудничающего с фирмой, выбор пал на Jaguar, а новые авто стали выпускаться как Jaguar SS. Элегантность и грация кошки, комфорт, скорость и невероятная мощность – Jaguar продолжала развиваться, подчеркивая сходство с «большой кошкой».

Практически все SS прошлых времен стали неконкурентоспособны на рынке. Удивить публику великолепным дизайном спорткара получилось у SS Jaguar 100. Основными преимуществами выступали обновленные мотор и шасси, изменение пропитки в области бака для топлива. Все это позволило перейти к выпуску действительно стоящих авто, способных выступать предметами гордости. И сейчас SS 100 остается признанной довоенной классикой в сегменте спорткаров.

ПРИШЕСТВИЕ SS
JAGUAR CAR LIMITED

В годы Второй мировой бренд освоил выпуск легких внедорожников на базе мотора от Ford. Когда война завершилась, на смену аббревиатуре SS пришел Jaguar Car Limited – как предупреждение негатива, неизбежно возникающего на прежнее имя марки, ассоциирующееся с элитой Третьего рейха.

В послевоенные годы компания решает выпустить ограниченный тираж спорткаров, чтобы поддержать популярность бренда. Уильям Лайонс поставил перед собой задачу за несколько месяцев разработать новую модель кузова, способную произвести впечатление на автошоу 1948 г.

Результаты превзошли даже самые смелые ожидания. Модели ХК120 была уготована участь величайшего спорткара века. Эта гоночная машина сочетала в себе беспрецедентный комфорт, а также подчеркивала изысканность марки. Параметр максимальной скорости открыл ХК120 дорогу в элиту скоростных серийных авто. После удачной демонстрации его возможностей заказы пошли один за одним. Планы по выпуску небольшой серии машин пришлось пересмотреть, так как дебют XK в гонках среди серийных спорткаров в Сильверстоуне лишь увеличил количество желающих приобрести его в собственность.

ПРОДОЛЖЕНИЕ УСПЕХА
(1950-2000-е гг.)

Автосалон 1950 года ознаменовался для Jaguar показом седана под названием Mark VII, снова потрясшего воображение посетителей. Ориентированная на рынок США, модель была чересчур габаритной для Европы. Благодаря двигателю ХК пятиместное авто обладало прекрасными скоростными показателями. Спрос на него был настолько огромен, потребовалось строительство новых мощностей и переезд в Ковентри. К слову, располагающееся в Браунс Лейн производство живо и по сей день. Спустя год ХК120 дополнил автомобиль с цельном верхом, получивший название Fixed Head Coupe.

Пробное участие в 1950 трех ХК120 в гонках под Ле-Ман подтвердило наличие у компании всех необходимых задатков для выпуска успешных гоночных авто. Правда, для этого требовалось поработать над сохранением веса с одновременным улучшением аэродинамики. Впоследствии это привело к появлению ХК120С, второе название – С-type.

В 1954 ХК120 сменил ХК140, обладавший двигателем до 210 лошадей. Пару лет спустя на смену ей пришла улучшенная ХК150. Двигатель на 265 лошадей обеспечивал легкий разгон до 210 км/ч. ХК150 стала инновационным серийником, обладающим дисковыми тормозами на каждом их колес.

Выпущенные до 1960 гг. прототипы E1A и Е2А стали отправной точкой для издания родстэра Jaguar E-Type, поразившего участников автосалона в Швейцарии (1961 г). Обтекаемый кузов двухместного E-Type, независимая подвеска каждого из колес, дополненная мотором на 3,8 л, позволили авто развить скорость в 240 км/ч. Jaguar E-Type сделал компанию всемирно известным брендом. Впрочем, столь триумфальное начало E-Type сошло на нет во времена нефтяного кризиса 1975 года – моторы на 12 цилиндров потребляли слишком много топлива.

НЕ СПОРТОМ ЕДИНЫМ

Не достигший спортивной славы E-Type компания заменяет прототипом спорткара XJ13, обладающим алюминиевым кузовом и мотором на 12 цилиндров. Это происходит в 1966 году. Но работы по выпуску XJ13 были достаточно быстро свернуты, так как развиваемых им 281 км/ч явно не хватало для покорения вершин международных соревнований.

На автошоу 1988 года был презентован новый концепт Jaguar с полным приводом – XJ220, обладавший двенадцатицилиндровым мотором объемом более шести литров. Модель пошла ограниченным тиражом – всего 350 штук, при этом изначально заявленный мотор заменили на шестицилиндровый с объемом 3,5 л.

1996 год отмечен выпуском инновационной модели ХК8, ставшей заменой успевшей существенно устареть XJ-S.

НЕ СПОРТОМ ЕДИНЫМ

Модельный ряд шедевров от Jaguar не ограничивается одними спорткарами – в арсенале имеются и представительские авто, роскошным убранством салона и престижем не уступающие Bentley либо Rolls Royce. Первые представители данного класса были выпущены осенью 1948 года с производством послевоенной Mk V. Авто выпускалось с кузовом типа кабриолет либо седан, линейка устанавливаемых моторов включала двигатели на 2,5 либо 3,5 литра.

Автопром туманного Альбиона, пережив расцвет 1960-х годов, плавно превращался в жертву консерватизма. Массовые факты банкротства компаний подталкивали многие фирмы на слияния и объединение активов для сохранения позиций на рынке. Это привело к тому, что Jaguar стал частью BLMC (1968 год), ознаменовав собой вершину эволюции модельного ряда. Предпринятые меры не привели к желаемому результату, и в 1989 бренд все равно утратил собственную независимость, став частью автомобильной империи Ford.

Новые владельцы выбрали путь модернизации существующих моделей, без внесения радикальных изменений в модельный ряд. Спустя семь лет свет увидел спортивный седан S-Type. Покупатели могли выбрать из предлагаемых модификаций – XK8/XKR, X-Type, S-Type, XJ, также предлагалась и F-Type.

В 1997 свет увидел еще один представитель именитого автопрома – Jaguar XK, заменивший ранее выпущенный XJS. Пользователи могли выбрать XK8 кабриолет либо купе, линейка устанавливаемых моторов достигала показателей в 4,2 литра и 370 лошадей. Изначально платформой для них служил Aston Martin DB7.

В 2007 налажен выпуск Jaguar XK, поставленного на кардинально облегченную платформу. Модель могла похвастаться двигателем на 8 цилиндров и тремястами лошадьми под капотом. В 2008 потребители получили облегченную версию XK (три с половиной литра, 258 лошадей).

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

2008 год принес радикальные перемены для известного бренда – Ford Motor продала Jaguar и Land Rover, в качестве покупателя выступила Tata Motors из Индии. Сегодня Jaguar по-прежнему остается в числе лидеров британских люксовых авто. Это и спортуниверсал X-Type, и мощный XF, и классический XJ, и недостижимый XK. Механические шедевры от Jaguar являются многократными обладателями титулов лучших авто года, до сих пор волнуя сердца миллионов автолюбителей.

В 2014 году Jaguar разработала самый маленький седан D-класса марки XE. В 2015 изменения коснулись бизнес-седана XF, выпускаемого с 2007 года. Улучшенная модель потеряла в весе почти 200 кг, стала ниже и немного короче. Внешний вид и внутреннее убранство салона в целом остались без изменений, разработчики сумели получить большую плавность линий.

Компания продолжает развиваться и совершенствовать свои автомобили в направлении выпуска элитных седанов и спорткаров. Благодаря усовершенствованной производственной базе, занятости квалифицированных специалистов и стремлением к совершенствованию Jaguar с уверенностью смотрит в будущее и готовится к покорению новых, пускай и пока что недоступных рубежей.

Наверх