Бронеавтомобиль БА-10
Добро пожаловать на форум Range Rover World

Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел.

  • 20.11.2016
    #1
    Пользователь
    Сообщений: 1555
    Регистрация: 27.08.2016
    Отправить ЛС
    Тема: Бронеавтомобиль БА-10
    1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Причиной войны стало то, что после первой мировой войны Польша получила часть германский земель. В числе прочего Польше был предоставлен так называемый польский коридор – узкая полоска территории, отделяющая Германию от Восточной Пруссии и дающая Польше кусочек Балтийского побережья с портом Гдыня и военно-морской базой Вестерплятте.

    Для польской экономики этот коридор был чрезвычайно полезен, чего нельзя было сказать об экономике германской. Перед подписанием пакта Молотова-Риббентропа Гитлер определял цель Польской кампании как возвращение Познанского, Силезского, Поморского, части Лодзинского, Варшавского и Келецкого воеводств – то есть тех территорий, которые входили в состав Германии по состоянию на 1914 год.



    Однако за Польшу вступились англичане, стремившиеся превратить обычный территориальный спор в новую мировую войну.

    На другой день Англия и Франция объявили Гитлеру войну, но уже 16 числа польское правительство бежало из Варшавы. На другой день советские войска перешли польскую границу. Медлить было нельзя – за день до этого в румынском порту Констанца начал высадку англо-французский экспедиционный корпус, который через территорию Румынии был должен войти в Восточную Польшу. Для того, чтобы опередить вступление в Польшу ее западных союзников, двигаться следовало быстро. Начался Освободительный поход. В целях быстрого продвижения была создана конно-механизированная группа комкора Болдина. В состав группы вошли два кавалерийских, один танковый, один стрелковый корпуса и отдельная танковая бригада.



    Однако во всех этих соединениях танков было лишь 265 штук. Основу же материальной части составляли бронеавтомобили БА-10. Именно благодаря их скоростным качествам к 20 сентября были заняты города ок, Барановичи.

    История этого бронеавтомобиля началась в 1926 году на заводе АМО. К лету 1927 года был готов технический проект. Будущей машине присвоили наименование БА-27: «бронеавтомобиль 1927 года». Затем шасси и всю документацию передали на Ижорский завод, где построили броневой корпус. После успешных испытаний в декабре 1928 года машину приняли на вооружение под названием «бронеавтомобиль БА-27 образца 1928 года».

    Сначала он выпускался на шасси АМО-Ф-15, но уже с лета 1929 года на шасси новейшего по тем временам полуторатонного грузовика «Форд-АА» с четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения мощностью 40 л. с. До конца 1931 года советские заводы построили около 100 БА-27.

    Многие из них участвовали в борьбе с бандами басмачей в Средней Азии и в боях с китайцами на КВЖД. Автомобиль имел массу 4,14 тонн, нес 4-7-миллиметровую броню и был вооружен 37-миллиметровой пушкой конструкции барона Михаила Федоровича фон Розенберга – дяди того самого Альфреда Розенберга, который уже был главным идеологом НСДАП.



    За разработку этой пушки в 1928 году товарищ барон получил звание «Герой Труда». При создании пушки за основу была взята траншейная пушка его же конструкции, которую барон, будучи тогда полковником Главного Артиллерийского Управления, создал в 1915 году. Имея длину ствола всего в 19 калибров, пушка выплевывала 512-граммовый снаряд со скоростью 442,1 м/с, а потому для борьбы с танками была непригодна: на 200-метровой дистанции ее снаряд пробивал лишь 10 миллиметров брони, а на 100-метровой – 12 миллиметров.

    Таким образом, БА-27 мог воевать лишь с другим БА-27 или же с польским бронеавтомобилем Wzor. Этот панцирный самоход (Samochód Pancerny) был одет в 4-10-миллиметровую броню и был вооружен 37-миллиметровой пушкой Гочкисса со сходными характеристиками.

    Осознавая беспомощность БА-27 в борьбе с танками, советское руководство поручило конструкторам разработку более совершенного броневика. Стремясь усилить огневую мощь колесных боевых машин, конструкторы создали в 1934 году бронеавтомобиль БА-3 с башней и пушкой от танка Т-26 . Ее разнообразные по назначению 45-мм снаряды обладали значительной начальной скоростью, а совершенная система наводки обеспечивала довольно высокую точность стрельбы. К 1935 году на Горьковском автозаводе был освоен выпуск автомобиля ГАЗ-ААА с трехосным шасси.

    Это был трехосный вариант полуторки, у которой ведущими были оба задних моста. В том же году из заводских ворот вышел БА-6 , броня которого была доведена до 9-миллиметровой толщмны. Через год его сменил в производстве БА-6М, и, наконец, в 1938 году методом проб и ошибок конструкторы пришли к идее БА-10. Базой для бронемашины БА-10 послужило шасси трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА с укороченной рамой. 200 мм вырезали из ее средней части и еще на 400 мм сократили заднюю часть.

    Бронеавтомобиль БА-10 на улице местечка Лебедев. Хорошо видна укладка брезента и вездеходных цепей "Оверолл". Сентябрь 1939 года.



    Бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Экипаж БА-10 состоял из 4 человек: командира, водителя, наводчика и пулеметчика.

    Длина бронеавтомобиля составляла 4665 мм, ширина – 2070, а высота – 2210 мм. При боевой массе в 5,14 т он с 50-сильном двигателем от «эмки» развивал 53 км/ч. В расположенной в задней части бронеавтомобиля башне устанавливалась 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года и спаренный с ней пулемет ДТ.

    БА-10 обладал завидной проходимостью. Он преодолевал 45-градусный подъем, а, благодаря свободно вращающемуся низко подвешенному запасному колесу, он мог переползать через траншеи. Полностью закрытый клепано-сварной корпус бронемашины изготавливался из листов катаной стали различной толщины, которые повсюду устанавливались с рациональными углами наклона, что повышало пулестойкость бронировки и соответственно, степень защищенности экипажа. Для изготовления крыши использовались 6-мм, днища – 4-миллиметровые бронелисты.



    Бортовая бронировка корпуса имела толщину 8–9 мм, тогда как лобовые детали корпуса и башни выполнялись из листов брони толщиной 10 мм. Топливные баки были защищены дополнительными бронелистами. Для посадки экипажа в машину в бортах средней части корпуса имелись прямоугольные двери с небольшими окнами, оборудованными бронекрышками со смотровыми щелями.

    Для навешивания дверей были использованы внутренние петли вместо наружных, что избавило внешнюю поверхность корпуса от излишних мелких деталей. Слева в отделении управления расположенном за моторным отсеком, находилось сиденье водителя, справа – стрелка, обслуживавшего 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в скошенном лобовом листе корпуса.

    Боекомплект состоял из 49 снарядов и 2079 патронов. Обзор водителю обеспечивало лобовое окно, оборудованное откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью, и небольшое прямоугольное окно аналогичной конструкции в двери левого борта. Такое же окно имелось и в правой двери со стороны пулеметчика

    Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени бронепробиваемость её снаряда была вполне достаточной – по нормали на 500 м она пробивала 43-миллиметровую броню. Этого было достаточно для борьбы с любой тогдашней бронетехникой.



    Орудие имело и противопехотные возможности – оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве давал около ста осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5-7 м. Картечные пули при стрельбе образовывали поражающий сектор на 60 метров по фронту и до 400 метров в глубину.

    Кроме того, в боекомплекте имелись дымовые и бронебойно-химические снаряды. Последние предназначались для отравления экипажей танков и гарнизонов ДОТов. Они содержали 16 г состава, который в результате химической реакции превращался в синильную кислоту. Автомобили БА-10 выпускались до августа 1941 года. Выпуск их был прекращен в связи с переходом на производство танков Т-60.

    Летом и осенью 1941 года немцы захватили более 200 бронеавтомобилей БА-6, БА-10 и БА-10М. Некоторые из них попали в части вермахта и СС, другие же были направлены в запасные, учебные и полицейские части. Бронеавтомобилю было присвоено наименование Panzerspaehwagen BA 203®. Два или три бронеавтомобиля БА-10ЖД, приспособленных для езды по железнодорожной колее, придали немецким бронепоездам. Кроме того, бронеавтомобили БА-10, захваченные в Зимнюю войну, в количестве 24 штук состояли на вооружении финской армии.

    БА-10. Зимняя война. Декабрь 1939 года.



    Боевое крещение бронеавтомобили БА-10 прошли во время конфликта у реки Халхин-Гол. К началу боев в этом районе БА-10 составляли примерно половину всего парка средних броневиков (203 единицы). Они вступили в бой уже на ранней фазе конфликта. Так, 20-25 июня 3-й батальон 149-го стрелкового полка при поддержке роты броневиков 234-го автобронебатальона 8-й мотобронебригады и батареи 175-го артиллерийского полка вел бои с японо-маньчжурскими частями северо-восточнее Халхин-Гола в районах Халхин-Сумэ и Дебден-Сумэ. Причем последний находился уже на территории Маньчжурии.

    В районе Дебден-Сумэ советские войска обнаружили японский военный городок, в котором находились до батальона японцев, маньчжурский кавполк и две артиллерийские батареи (75-мм полевых и 37-мм противотанковых пушек). Завязался бой, в ходе которого японцы, засев на крышах казарм, огнем прижали к земле пехоту 149-го полка.


    Экипаж бронеавтомобиля БА-10 П.Ф. Мороза (крайний справа). 9-я мотоброневая бригада, июль 1939 года. В бою 3 июля он уничтожил японский грузовик с пехотой и под огнем противника спас экипаж подбитого броневика политрука роты Насырина.



    Однако командир бронероты зашел в тыл противнику, поставил броневики и два 76-мм орудия на прямую наводку и начал громить японские казармы, которые вскоре загорелись. В городке поднялась паника, которой и воспользовалась наша пехота для выхода из боя. Потери броневиков составили три машины: два БА-10 и один БА-3. Все эти машины были подбиты и оставлены на территории противника. Еще пять БА-10 получили повреждения от вражеского артогня.

    Мощное вооружение советских бронеавтомобилей позволяло им почти на равных вести бой с японскими танками. В этом плане наиболее удачно действовали БА-10 из состава 9-й мотоброневой бригады. В 12 часов дня 3 июля 1939 года позиции советских поиск на восточном берегу атаковали части 3 и 4-го японских танковых полков, насчитывавших в своём составе более 70 танков. При этом до 40 японских боевых машин вышли на позиции роты броневого батальона 9-й мотоброневой бригады (12 БА-10), которые сначала стали отходить.

    Но подоспевшим командиром бригады полковником С. Олейниковым рота была остановлена и «поставлена на позицию с выдвинутой башней» (броневики стояли за барханом, над которым виднелись только их башни). К этому моменту японские танки подошли на дистанцию 800 – 1000 м и бронемашины открыли огонь. В результате двухчасового боя было подбито и уничтожено 9 танков, при этом получили повреждении, но остались в строю шесть бронеавтомобилей БА-10.



    В результате боёв выяснилось:
    1. Броневики являются прекрасным противотанковым средством в обороне на местности, имеющей полузакрытые позиции.

    2. Стрельба японских танков 57-мм осколочной гранатой (половину японских танков, участвовавших в этой атаке составляли танки Тип 89, вооруженные 57-миллиметровой пушкой Тип 90 с длиной ствола в 14,9 калибра) по броневикам не нанесла им поражения и не оправдала себя.

    3. Атака японских танков без пехоты и артиллерийской подготовки не дала им никаких результатов, кроме потери в танках.

    4. Бронебойная 45-мм граната легко пробивает 22 мм броню японских танков.

    5. Если обороняется пехота с броневиками и есть вероятность массовой атаки танков, то обязательно нужно часть броневиков подготовить для стрельбы с полузакрытых позиций».
    К 20 июля в частях 1-й армейской группы насчитывалось 80 бронеавтомобилей БА-10. Общие же потери машин этого типа к концу операции составили 41 единицу.

    Полностью сгоревший БА-10. Украина, июнь 1941



    В итоговых документах советского командования отмечалось, что наибольшие потери броневики несли от противотанковой артиллерии и «бутылочников» (японских солдат, вооруженных бутылками с бензином) – до 90%. От бутылок с бензином и попадания снарядов противотанковых орудий почти все броневики горят и посте этого восстановлению не подлежат.

    В ходе летней кампании 1941 года средние бронеавтомобиля использовались очень активно, причем зачастую наряду с задачами по разведке, связи и боевого охранения их часто использовали для атак совместно с пехотой и поддержки своих частей непосредственно на поле боя, что вело к неоправданно большим потерям. Тем не менее, при грамотном использовании, советские броневики могли с успехом бороться и с немецкими танками. Вот один из примеров.

    В 5.00 22 июня 1941 года командир танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса полковник Богданов поставил задачу на проведение разведки взводу из 6 бронемашин БА-10 старшего лейтенанта Суровцева. Машины вышли из расположения части в 6.25. При подходе к местечку Л. командир взвода организовал в лесу, по обе стороны от шоссе, засаду. Машины замаскированы так, что с расстояния 200 метров их было трудно заметить.


    Английские солдаты осматривают советский броневик БА-10М. Иран, лето 1941 года.



    В 10.00 показалось до взвода немецких мотоциклистов, которые были уничтожены огнем БА-10 с дистанции 200–300 м. Через 40 минут на дороге показался легкий танк, двигавшийся с большой скоростью. Командир одной из бронемашин первым же выстрелом из орудия поджег его. Спустя 7 минут к засаде приблизились еще дна танка, которые также были уничтожены огнем БА-10. Десятью минутами позже к месту, где стояли подбитые танки и мотоциклы, подошла колонна из 15 танков и мотоциклистов.

    Своим внезапным огнем БА-10 вывели из строя 3 танка и большое количество мотоциклов, чем вынудили остальные немецкие машины повернуть обратно. С подходом к местечку Л, главных сил 7-й танковой дивизии 39-го танкового корпуса немцев, взвод старшего лейтенанта Суровцева отошел к своим. Таким образом, в результате грамотно организованной засады 6 бронемашин БА-10 подбили и уничтожили 6 немецких танков и большое количество мотоциклов.

    Однако несмотря на отдельные случаи успешного использования, в первые два месяца войны большая часть средних бронемашин приграничных округов была потеряна.

    В связи с приближением фронта непосредственно к Ижорскому заводу, производство бронеавтомобилей БА-10 в сентябре 1941 года было переведено на Балтийский завод в Ленинград. На этом предприятии из оставшегося задела Ижорского завода изготовили несколько десятков броневиков, которые восполняли потери БА-10 и сыграли большую роль в обороне Ленинграда. Активно они использовались и при прорыве блокады.
    Изменено: Ivantsov - 20.11.2016
    • 0
Правила форума


Популярные темы

Партнеры клуба

Разместить свое объявление >>>
Реклама

MAJOR LAND ROVER МКАД 47 км

Автодилеры Land Rover Jaguar
г. Москва, МКАД 47 км
+7 (495) 737-89-99
www.major-landrover.ru

Реклама

Автопассаж Премиум Jaguar

Автодилеры Land Rover Jaguar
г. Москва, Варшавское шоссе, 138 А
+7 (495) 363 97 79
www.jaguar.autopassage.ru

Реклама

Inchcape Jaguar Восток

Автодилеры Land Rover Jaguar
МО, г. Балашиха, мкрн. ЦОВБ, д.21
+7 (495) 266 58 11
www.jaguar.musa-motors.ru

Реклама

INCHCAPE LAND ROVER ВОСТОК

Автодилеры Land Rover Jaguar
Московская область, г. Балашиха, мкрн. ЦОВБ, д. 21
+7 (495) 480 77 76
www.landrover.musa-motors.ru

Реклама

Major Jaguar МКАД 47 км

Автодилеры Land Rover Jaguar
г. Москва, МКАД 47 км
+7 (495) 737 89 99
www.major-jaguar.ru

Реклама

INCHCAPE LAND ROVER ЦЕНТР

Автодилеры Land Rover Jaguar
г. Москва, 2-я Магистральная, дом 18
+7 (495) 480-77-76
www.landrover.musa-motors.ru

Реклама

Рольф Jaguar Ясенево

Автодилеры Land Rover Jaguar
г. Москва, МКАД 40 км (внешняя сторона) вл.1, стр. 2
+7 (495) 241 80 43
www.jaguaryasenevo.ru

Реклама

MAJOR LAND ROVER Новая Рига

Автодилеры Land Rover Jaguar
МО, Новорижское ш. 9 км от МКАД
+7 (495) 780-55-44
www.major-landrover.ru

Реклама

Авилон Land Rover

Автодилеры Land Rover Jaguar
г. Москва, Волгоградский просп., д. 41, стр. 1
+7 (495) 988-99-57
www.landrover.avilon.ru

Реклама

Inchcape Jaguar Центр

Автодилеры Land Rover Jaguar
г. Москва, ул. 2-ая Магистральная, дом 18
+7 (495) 266 58 11
www.jaguar.musa-motors.ru

Реклама

РОЛЬФ Land Rover Ясенево

Автодилеры Land Rover Jaguar
г. Москва, 40-й км МКАД (внешняя сторона), вл. 1, стр. 2
+7 (495) 407 72 14
www.landroveryasenevo.ru

Реклама

Inchcape Jaguar Юг

Автодилеры Land Rover Jaguar
г. Москва, МКАД 29 км
+7 (495) 266 58 11
www.jaguar.musa-motors.ru

Реклама

РОЛЬФ Jaguar Land Rover

Автодилеры Land Rover Jaguar
г. Москва, МКАД 40 км, вл. 1, стр. 2
+7 (495) 241 80 43
www.jaguaryasenevo.ru

Реклама

Major Jaguar МКАД 18 км

Автодилеры Land Rover Jaguar
г. Москва, МКАД 18 км
+7 (495) 730 80 05
www.major-jaguar.ru

Реклама

РОЛЬФ Land Rover Ясенево

Автодилеры Land Rover Jaguar
г. Москва, 40-й км МКАД, вл. 1, стр. 2
+7 (495) 407 72 14
www.landroveryasenevo.ru

Реклама

Major Jaguar Новая Рига

Автодилеры Land Rover Jaguar
МО, Новорижское ш., 9 км от МКАД
+7 (495) 780 55 44
www.major-jaguar.ru

Реклама

MAJOR LAND ROVER МКАД 18 км

Автодилеры Land Rover Jaguar
г. Москва, МКАД 18 км
+7 (495) 730-80-05
www.major-landrover.ru



Наверх