Пришло время подвести итоги прошедшего в Москве ежегодного "мотор-шоу" ММАС 2016 и сделать выводы. Объективные и не очень. Не то, что бы они совсем печальные, но упрямый кризис наступает по всем фронтам, в том числе автомобильном и с этим приходиться мириться. Китайцы же берут, если не высочайшим качеством еще, то количеством точно. Самые богатые мировые автомобильные бренды свое присутствие вежливо обозначили малым количеством, а вот "средний автомобильный класс" отсутствовал напрочь. Нельзя заподозрить европейцев в полном пренебрежении к российскому рынку, но время сейчас такое: "Копейка - рубль (евро) бережет"...
Маркетинговая составляющая многих середнячков-производителей резко изменилась, по инерции ничего (уже) не делается, деньги в пустоту не тратятся. Поэтому, в этом году, это был российско - китайский "праздник". С немецким соседством и пристальным вниманием "великих", которые сами с опаской поглядывают на "Красного Дракона". Перспектива китайского рынка потребителей, конечно огромна, но и местные производители не спят. Совсем не спят. И оставляют все меньше пространства для маневра. А российский рынок замер, видимо всерьез и надолго, и пока особого интереса не представляет.
Теперь по полочкам, "Что, где, когда" (Без Бориса Крюка)... Заранее стало известно, что Toyota и VW не будет. И, соответственно Audi, Skoda, Seat, Posrche и Bentley тоже. Дальше - больше, не приехали французы Renault, Citroen и Peugeot. Удар под дых нанесли Nissan и КIA. Американцы тоже не остались в стороне, Ford вежливо отписался о неучастии, сетуя на нестабильность и нерентабельность выставочных площадок. И общее изменение расходование средств на рекламные проекты.
"Не присутствием" KIA, в полной мере воспользовался Hyndai, выставив на всеобщее обозрение своего "джокера" компакт-кроссовер Creta, который уже выпускается в Питере. То, что эта модель будет популярна на нашем (и не только) рынке, нет никаких сомнений.
Премиальную нишу занял Mersedes, представив новый купе GLS, мощный "заряженный"кабриолет AMG S, а так же "спортивную" серию AMG Sport. На десерт можно было посмотреть новых малышей Smart. "Шведы из Volvo" (выставлялся наш главный российский дистрибьютер) выкатили флагмана, седан (цвет "не баклажан"...) Volvo S90. Также выставили внедорожник Volvo XC90, и обновленный Volvo V40 Cross. Все остальное пространство заняла "великая пятерка" в виде четырех китайских производителей и самого Авто ВАЗа. Главный дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин светился дьявольской улыбкой, что не удивительно, ведь серия X, которую он представлял к тому обязывает. Особенно, рядом с единственным "концептом" LADA XCODE. Надо отдать должное, нынешней продукции АвтоВАЗа хватило бы на отдельную выставку, презентовалось около тридцати моделей, разных по кузову, цвету и содержимому.
Производители из "Поднебесной" вежливо осторожничали. Понять их можно, Россия для них Евразия, а автомобиль не смартфон. Да и конкуренция АвтоВАЗа с их супер-расширенной линейкой не проходит даром. Легко не будет. Нужно давать большой выбор, на любой кошелек, с неизменным улучшением общего качества. Это три кита успеха: ассортимент, цена и качество. Качество не только снаружи, но и внутри. Было видно, что китайцы это понимают и все модели (не концепты) удивляли посетителей внутренним убранством, качеством пластика и кожи. Ни о каком "китайском" запахе уже не упоминалось. Но, Восток дело тонкое, понять до конца "южан" не удалось. Changan уже второй год подряд выставляет кроссовер CS75, Dongfeng дразнит второй год кроссовером AX7. Geely серьезно настроены на глобальный ребрендинг и крен к Европе. FAW отметился кроссовером X80, остальные модели были не особо неинтересны и выглядели устало и тускло.
Изюминкой же всего салона была демонстрация 860-сильного двигателя проекта "Кортеж", проекта лимузинов для первых лиц государств. И вообще, экспозиция ЗИЛа и КАМАЗа была самой интересной. У ЗИЛа был 100 летний юбилей, а КАМАЗ вообще привез супер-концепт, гражданский шатл-каплю, то ли троллейбус, то ли автобус.
Было интересно, но не покидало чувство, что грандиозное падение отечественного авторынка в прошлом году, это надолго. И именно это печально.