Угроза заблокировать фейсбук, высказанная главой Роскомнадзора Жаровым, не удивляет. Стадию удивления мы уже давно прошли, так же как стадию смеха. Осталось в прошлом недоумение: «Неужели они это всерьез?», и давно отшумели споры о том, какая у репрессий цель и как далеко они пойдут. Сегодня обо всем этом спорить бессмысленно, потому что окончательный диагноз ясен.
Когда-то, после первых блокировок, Роскомнадзор обвиняли в варварстве. Но варвары разрушили Рим, не догадываясь о его культурной ценности. Роскомнадзор разрушает интернет, прекрасно понимая его значение для мира и России. Все это делается с расчетом, с холодным знанием, умышленно.
Умысел состоит в том, чтобы разрушить целостность интернета и вырезать из него то, что они называют «национальным сектором». Но в интернете нет, не было и не будет национального сектора, потому что он единое пространство, где не существует границ и расстояние от человека до человека измеряется не многими километрами, а немногими кликами. Умысел же заблокировать фейсбук состоит в том, чтобы уничтожить неподконтрольную власти область свободной жизни миллионов людей. То, что недоступно людям в России, где процветают мракобесие и цензура, они находят в фейсбуке.
Политика в России живет не в Госдуме, где нет ничего настоящего, кроме буфета. Политика, с ее нервом и страстью, с ее идеями и объединениями, живет сегодня в фейсбуке. Там не только свободно говорят о политике, в фейсбуке делают политику, создавая группы поддержки митингов и протестные группы, насчитывающие десятки тысяч человек. Чтобы зарегистрировать партию, ты должен тачкой возить бумаги в Минюст, и все равно тебя пошлют. Чтобы создать политическую группу в фейсбуке, ты должен только несколько раз кликнуть — и готово. Так и будет действовать демократия в обществах ближайшего будущего, если интернациональный заговор националистов, фашистов и кагэбэшников не погубит его и не впихнет нас всех в черное прошлое с диктаторами и попами.
Фейсбук — безразмерная медиасреда, которую никогда не сможет захватить или монополизировать никакой Мердок или Херст. Прежде, чтобы издавать газету, нужно было иметь миллионы денег и редакцию, теперь, чтобы быть газетой, достаточно иметь аккаунт в фейсбуке. В фейсбуке сегодня издаются тысячи тысяч индивидуальных газет, посвященных чему угодно — социуму, личной жизни, спорту, любви, моде, искусству, а часто всему этому вместе. Эти личные ленты, где посты выскакивают раз в день или раз в минуту, представляют собой средства индивидуальной информации (СИИ), которые идут на смену средствам массовой информации (СМИ). СИИ по сути своей и по количеству своему неподконтрольны, нерегистрируемы, неподвластны никому, кроме своих владельцев.