Противоугонные и охранные системы на примере экспертного фоторепортажа об автомобиле PORSCHE CAYENNE в компании AUTOSECURITY.
В этот раз, наша экспертная рубрика АвтозоРРо, представляет фоторепортаж из компании Autosecurity и профессиональное мнение специалистов данной компании, об охранных и противоугонных системах.
Методов угона на сегодняшний момент существует масса – это может быть угон путем выманивания водителя из салона уже заведенного авто, подмена штатных блоков, запуск двигателя или запись ключей через диагностический разъем с помощью специального оборудования, угон с помощью эвакуатора.
Самым популярным методом угона на данный момент является ретрансляция сигнала штатного ключа (угон с помощью «удочки» или «длинной руки»), но это актуально только для автомобилей со штатным бесключевым доступом. Суть такого угона в том, что с помощью, так называемого, ретранслятора сигнал штатного ключа многократно усиливается и передается на дальние расстояния, автомобиль «видит» штатный ключ (как будто владелец автомобиля подошел к автомобилю с ключем) и открывает центральный замок и разрешает запуск двигателя. Когда угонщик уезжает на автомобиле, то на щитке приборов появляется индикация о том, что ключ не найден, но двигатель при этом не блокируется (ни на одном автомобиле любой марки и модели) – сделано это с целью безопасности, чтобы, например, не вызвать аварийную ситуацию на дороге, когда ребенок играл с ключем и выбросил его из окна на ходу. В следующий раз автомобиль «потребует» ключ только при повторном запуске двигателя.
Что касается угонов с применением, так называемых, «заводилок», то это также актуально не для каждого автомобиля, т.к. двигатель большинства автомобилей невозможно запустить без ключа. Здесь прослеживается четкая тенденция – если для конкретного автомобиля есть решения в плане бесключевого обхода штатного иммобилайзера (для реализации автозапуска), то и оборудование для угона, скорее всего, уже есть на «черном» рынке.
Также есть некоторые модели авто, в которых обойти штатную систему можно путем подмены блока управления двигателем и блока, отвечающего за сертификацию штатных ключей. Угонщик приносит с собой блоки с заранее прописанным туда ключем и производит подмену блоков. После этого, запуск двигателя происходит беспрепятственно.
Надеяться на штатные охранные системы не стоит, даже если угнать автомобиль можно только путем сложных и длительных манипуляций. Снизить вероятность угона помогут дополнительные противоугонные системы, которые подбираются исходя из условий эксплуатации автомобиля и пожеланий владельца по управлению, по обратной связи, по функционалу. И всегда это должен быть комплекс устройств, т.к. одна система, какая-бы «навороченная» и дорогая она не была, не способна долго и эффективно противостоять угонщикам.
Механические противоугонные средства.
Механические охранные средства могут использоваться как компоненты противоугонного комплекса, а также как отдельные рубежи охраны. Например, замки капота всегда устанавливаются только при наличии цифровой (беспроводной) блокировки под капотом. Их задача – закрыть доступ злоумышленнику к этой самой блокировке. Такая схема построения противоугонного комплекса уже на протяжении многих лет является наиболее эффективной и часто используемой для защиты автомобиля от угона. Суть такого комплекса в том, что создается «закольцованная» система – цифровая блокировка из салона не отключается, и устранить её можно только физически добравшись до самого реле, оно располагается под капотом, а капот закрыт дополнительным электромеханическим замком или замками. Замки, в свою очередь, управляются от той же системы, что и блокирует двигатель. Получается, что пока не будет пройдена авторизация владельца – блокировка под капотом будет активна и замки капота будут закрыты. На данный момент существуют и универсальные замки капота, к которым добавляются различные усиления, и замки капота с кронштейнами под конкретную марку и модель авто.
Блокиратор рулевого вала может служить в качестве дополнения к противоугонному комплексу, а может быть отдельным и единственным рубежом охраны автомобиля. Зачастую блокираторы используют владельцы бюджетных автомобилей. Замки рулевого вала имеют различную степень эффективности в зависимости от производителя и способа блокировки руля. Если брать в расчет наиболее популярные блокираторы Гарант (про-ва компании Флим), то они являются довольно надежным противоугонным устройством, которое способно доставить угонщику немало проблем, а в большинстве случаев и вовсе заставить отказаться от угона автомобиля, оснащенного таким замком. Но минусом блокиратора рулевого вала является присутствие человеческого фактора – владелец может полениться или забыть установить блокиратор при очередной стоянке и именно в этот раз угонщики совершат атаку на автомобиль. В нашей практике был случай, когда владелец припарковал автомобиль во дворе своего дома после работы, зашел в лифт и вспомнил, что не установил блокиратор на руль, пару секунд подумал и решил, что одну ночь можно и пропустить… Именно в эту ночь была попытка угона. Справедливости ради, стоит сказать, что автомобиль никуда не уехал, т.к., помимо блокиратора рулевого вала, стоял еще и дополнительный иммобилайзер c замками капота.
Замок на КПП также будет действенным противоугонным устройством, НО только в том случае, если замок блокирует непосредственно механизм переключения передач под капотом. На практике, большинство замков коробки передач блокируют сам селектор выбора передач в салоне автомобиля – для профессионального угонщика такой замок не будет проблемой, т.к. достаточно разобрать центральную консоль и приводом включить нужную передачу, при этом ручка КПП останется заблокированной в положении Parking, а фактически будет включен режим Drive. Если капот не защищен замком, то нужную передачу на большинстве современных автомобилей можно включить из под капота – это второй способ «обхода» такого замка. Но если замок блокирует механизм переключения под капотом, а капот также закрыт замком, то такая схема будет достаточно эффективна. К сожалению, подкапотные замки коробки передач существуют далеко не для всех автомобилей, представленных на отечественном авторынке.
Дверные (штыревые) блокираторы являются очень действенным рубежом охраны, но и довольно дорогим. Стоимость установки 4-х дверных блокираторов и их коммутация к охранной системе стоит порядка 30-40 тыс.руб. Блокираторы не являются самостоятельными противоугонными устройствами – они управляются от дополнительно установленной охранной системы (иммобилайзер или сигнализация). Устанавливают блокираторы в основном на дорогие и рисковые с точки зрения угона автомобили. Совместно с блокираторами логично бронировать стекла укрепляющей пленкой – таким образом удаётся кардинально закрыть доступ в салон злоумышленникам. И даже если стекло разбивают, то «работать» угонщику с автомобилем у которого заблокированы двери - крайне неудобно, т.к. большинство манипуляций выполняется в положении лежа (дверь открыта, ноги угонщика на улице, а верхняя часть тела лежит на полу автомобиля), что при закрытых дверях просто невозможно.
Сигнализации и другие электронные устройства.
Все электронные противоугонные системы можно разделить на 3 большие группы:
Сигнализации.
Это системы, которые призваны оповещать владельца о тревожных событиях. Оповещение может быть звуковое (сирена), световое (габариты или поворотные указатели), на брелок, на телефон. У любой сигнализации есть возможность блокировки двигателя, но это в подавляющем большинстве случаев аналоговые блокировки (управляющиеся аналоговым сигналом), поэтому они не способны долго противостоять угонщику – достаточно найти блок сигнализации в салоне, подать импульс на управляющий провод и блокировка отключится. Не нужно даже искать физически саму блокировку, поэтому такие блокировки реализуют в салоне (блокируют чаще всего зажигание или питание бензонасоса). Но есть современные сигнализации, которые, помимо аналоговых блокировок, имеют в комплекте цифровые (беспроводные) реле блокировки – вот такие реле уже имеет смысл размещать под капотом, а капот закрывать дополнительными замками. Цифровую блокировку из салона не отключить и угонщику нужно будет физически искать реле и удалять его, а для этого нужно проникнуть в подкапотное пространство, а для этого придется ломать/пилить замок капота, а это долго и громко – автомобиль становится неинтересным.
Что касается криптоустойчивости, то тут нужно выбирать сигнализации, которые применяют в своей работе диалоговую авторизацию – брелок или метка «общается» с блоком сигнализации путём диалога, в котором присутствуют не только команды управления, но и посылки, зашифрованные по особому алгоритму, с помощью которых система понимает, что с ней «общается» именно «родной» брелок или «родная» радио-метка. Эта технология пришла из военной сферы – таким образом «общаются» между собой боевые самолеты и происходит распознавание на уровне «свой-чужой».
Иммобилайзеры.
Это устройства, которые не позволяют автомобилю ехать своим ходом, при этом никаких оповещений владельцу не идет. Это своего рода «тихий сторож». В основном, все иммобилайзеры имеют в комплекте цифровые блокировки. Авторизация владельца производится разными способами (радио-метка, контактный ключ, комбинация нажатий штатных кнопок, смартфон по технологии Bluetooth, отпечаток пальца и т.д.)
Спутниковые противоугонные системы (далее СПС).
По сути, это сигнализации, которые оповещают не владельца автомобиля, а оператора, который находится в диспетчерском центре. За это и взимается абонентская плата. Если СПС не имеет в своём составе цифровых блокировок, и нет возможности доукомплектовать систему такими блокировками, то защита от угона будет сомнительная, т.к. всё сводится к оповещению Вас диспетчером и вызовом группы оперативного реагирования (если данная услуга имеется у спутникового оператора).
Но наиболее популярными охранными системами на данный момент являются GSM-сигнализации, которые имеют функционал иммобилайзера и могут быть укомплектованы GPS антенной для определения текущего местоположения. Таким образом, установив такую систему, владелец получает сразу три устройства в одном корпусе – остается добавить замки капота с актуальными усилениями и получится базовый противоугонный комплекс, который в дальнейшем можно будет дооснастить дополнительными рубежами охраны.
Время взлома.
Если говорить об интеллектуальном взломе (с помощью различных сканеров, код-грабберов и т.д.) современных диалоговых систем, то уйти на это может несколько дней. Понятно, что у угонщиков нет возможности столько времени провести в автомобиле, да еще и с мощным вычислительным оборудованием. Поэтому, взлом противоугонных систем сводится к нейтрализации оповещения (открывают капот и отрывают/разбивают сирену, а также включают «глушилки» для блокировки оповещения на брелок или телефон), а потом к нейтрализации блокировок. С последним как раз сложнее всего, т.к. закрытый на дополнительные замки капот делает процедуру взлома занятием долгим и рискованным – проще найти такой же автомобиль, но без дополнительных охранных систем.
Если же говорить об обширном противоугонном комплексе, который будет включать в себя несколько блокировок и несколько рубежей охраны, включая механические устройства и забронированные стекла, то такой угон может длиться несколько часов и всё равно завершиться провалом для угонщика.
Какие системы наиболее надежные?
Не существует такого понятия как «самая лучшая сигнализация» или «самый лучший иммобилайзер» - оборудование всегда подбирается под конкретные условия эксплуатации и хранения автомобиля, а также учитываются пожелания владельца по функционалу, по управлению, по обратной связи и т.д. Если бы «самые лучшие» системы существовали, и они были бы одинаково хороши для любого автомобиля и для любого владельца, то все поголовно ставили бы именно это оборудование и не было бы мук выбора. Но что можно сказать точно – охранная система должна быть, как минимум, устойчива к интеллектуальному взлому, а это современные модели Pandora/Pandect, Autolis, Excellent, Prizrak, StarLine, Stalker.
Уровень «технического развития» современных угонщиков.
На данный момент становится всё проще приобрести оборудование, которое так или иначе может использоваться для угона автомобиля. В сети Youtube есть множество роликов, в которых рекламируется оборудование для угона и демонстрируется пошаговая инструкция. В подмосковном Подольске есть магазин, в котором можно абсолютно официально приобрести код-грабберы, ретрансляторы и «заводилки» под разные марки и модели авто. Правда, позиционируется весь этот «товар» как средства для аварийного запуска двигателя (если, например, утеряны ключи) или для снятия сигнализации с охраны (если брелок сломан). Поэтому, оснащенность современных угонщиков можно оценить на твердую 5-ку по 5-ти бальной шкале.
Что такое авторская защита от угона, какие комбинации существуют и вообще можно ли их считать эффективными?
Под понятием «авторская защита от угона» подразумевается нестандартный подход к установке противоугонного оборудования, а также собственные разработки в сфере carsecurity. Как показывает практика, грамотная и качественная установка противоугонных комплексов, подобранных исходя из конкретных условий эксплуатации транспортного средства, уже делает автомобиль неинтересным для злоумышленников, даже если ничего авторского в такой установке нет. Поэтому, по большому счету «авторская защита от угона» - это инструмент маркетинга, т.е. некий способ выделить себя на фоне конкурентов.
*Внимание! Для участников клубов-партнеров, действуют партнерские предложения и скидки на обслуживание автомобилей. Подробности узнавайте у менеджеров компании Autosecurity.
КОНТАКТЫ AUTOSECURITY
Компания Autosecurity
Москва, улица Крылатские Холмы, 14
Ежедневно, 9:00–20:00
Тел: +7 499 65388-44 www.autosecurity.ru